Внесение изменений в трагедию...

Внесение изменений в трагедию

image

     По мере того, как креп талант, накапливались знания, углублялось мировоззрение, Мухтар Ауэзов снова и сно­ва возвращался к своему первенцу. В 1943, затем в 1956 году он внес в трагедию много изменений, перерабо­тал ее.

     Но изменения не касались ни сюжетной основы, ни характеров главных действующих лиц. Писатель в основ­ном совершенствовал композицию. Он убрал из пьесы беседу между Абызом и его старухой Таншолпан, снял сцены домашней жизни родителей Енлик — Акана и Ка­лампыр. Они тормозили действие, лишали пьесу дина­мичности и не несли большой идейной нагрузки.

     Однако отдельные образы были автором принципи­ально пересмотрены. Особенно фигура Абыза.

     В первом варианте пьесы Абыз — несчастный старик-юродивый, во всем послушный биям. Он пытается гадать, предсказывать будущее, но это лишь в угоду главарям тобыктинцев. В первом варианте Абыз не играет никакой роли в развитии конфликта. Фактически этот образ вы­писан в духе известных фольклорных традиций. Мечта народа узнать о будущем, желание верить предо азани-ям находят выход в гаданиях Абыза. Когда М. Ауэзов в 1943 году пересматривал трагедию, он понял, что в лице этого героя должна быть показана мудрость народа, его многовековой опыт борьбы за единство родов и племен. Поэтому и убрал ненужные длинные монологи Абыза, не помогающие раскрытию образа и не отличающие его от наводнявших тогда степь горе-ораторов и краснобаев.

     Если в прежнем варианте Абыз появлялся в первой картине, а затем выпадал из действия, то в варианте 1943 года это — фигура, держащая на себе идею траге­дий и оттеняющая суть конфликта.

     В переработанном варианте М. Ауэзов в основном сохранил слова биев из рода тобыкты, но слова Абыза звучат по-новому. Прежде конфликт в первом акте был рыхловат, после переработки 1943 года события разви­ваются динамично и стремительно. Речь Абыза несет большую нагрузку. В ней угадывается скорбь и начало трагедии. Абыз не поддерживает биев, радующихся тому, что тобыктинцы сразили наповал матайцев. Он не усмат­ривает в этой победе доблести и чести и с гордостью го­ворит о том, что настоящая борьба за честь далека, что идет только грызня между собой. В монологе Абыза да­ны ответы на важные вопросы — в чем сплоченность на­рода, о чем должен мечтать джигит и т. д.


Капитуляционные привилегии европейцев

Главная