Традиция письменной литературы для детей...

Традиция письменной литературы для детей

image

     Традиция письменной литературы для детей, начатая еще в творчестве Ибрая Алтынсарина, также находит свое продолжение в творчестве И. Джансугурова.

     Интересна его одноактная пьеса «Школа». Она сви­детельствует в первую очередь о том, что драматург отлично понимал психологию юных читателей, особенно­сти восприятия ими художественного произведения. В со­чинении присутствуют элементы сказочности, фантазии, убедителен диалог между ребенком и куклой. Интерес­ны монологи о профессиях — по ритму, размеру, форме они очень удобны для запоминания. Невежество, безграмотность, темнота разоблачаются применительно к дет­скому восприятию.

     По объему, количеству героев, сложности композиции особняком среди сценических произведений драматурга стоит пьеса «Колхозный той». Используя близкие к теат­ру народные элементы, автор ярко изображает жизнь, наполненную новым содержанием. В соответствии с движением конфликта меняется в пьесе и размер стиха— семи- и восьмисложник сменяется простонародным одиннадцатисложником и наоборот. Это произведение ста­ло потом образцом для многих казахских писателей, про­бовавших свое перо в драматургии.

     Характерную для тоя атмосферу драматург передает через многоголосие диалогов, монологов, полилогов, свя­зывающих героев. Кульминационный момент действия, вершина тоя — айтыс колхозов «Талаптан» и «Кастек». Здесь состязаются не акыны, а рядовые труженики, на одной стороне — женщины, на другой — мужчины. Древ­няя художественная форма, веками выполнявшая функ­ции народного театра, обрела теперь новую, соответству­ющую современному содержанию форму. Никто не бро­сает оскорбительных слов, спор идет, в основном, вокруг таких вопросов, как честь колхоза, состояние скота, по­севов, выполнение плана. Действие на сцене подогрева­ется традиционными репликами и возгласами слушателей.

     Одноактные пьесы И. Джансугурова — отнюдь не психологические произведения, раскрывающие характе­ры людей, их сложную борьбу. Это скорее сценарии, скетчи, фельетоны, посвященные актуальной теме, пост­роенные по требованиям агитпропа.


Стороны психической деятельности

Главная