Революционная тематика...

Революционная тематика

image

     В первую очередь хочется сказать о том, что Сакен Сейфуллин в сложном и трудном жанре, еще не имевшем корней в национальной литературе, обратился к революционной правде, одним из первых применил принципы социалистического реализма в художественной прак­тике.

     Новизна темы, естественно, продиктовала и новые вы­разительные средства. В словах, у которых отстоялся, казалось бы, незыблемый, определенный смысл, автор сумел открыть новое общественное содержание, придал им значение символов.

     Тулпар теперь не просто быстроногий конь. И сокол, например, не только вольная птица, это—красный сокол, обозначение отважного революционера, который обнов­ляет мир, уничтожает насилие, косность, несправедливость. В далекие и нелегкие годы пьеса прозвучала как громкий голос новой эпохи.

     Первый акт открывается не традиционными, привыч­ными для казахов картинами. Перед зрителем не степь и не джайляу, не юрта и не каменный дом, а нечто совершенно чуждое быту кочевников — тюрьма, где то­мятся, подвергаются унижению и пыткам мужественные борцы за свободу. Гремят цепи, неподвижны и равно­душны глухие стены.

     Среди заключенных нет национальной розни, их объе­диняют общие цели и общая вражда к белогвардейцам, кровавым колчаковским карателям.

     Если интернационализм прежней казахской литера­туры проявился в переводах произведений других наро­дов, в освоении их художественных систем, то в творчест­ве Сейфуллина нашел отражение интернационализм нового типа — пафос борьбы представителей разных национальностей за революционное преобразование общества.

     Итак, вчерашние победители — революционеры, члены Совдепа арестованы, они в лапах контрреволюционеров, и пощады им ждать не приходится. Только — рас­стрел, виселица…

     В этой трагической ситуации драматург стремится глубоко раскрыть внутреннее состояние узников. К ре­волюции каждый из них пришел своим путем, различны их характеры и даже убеждения.

     В поведении героев нет театральной патетики, декла­мации, красивых слов. В диалогах измученных телом и душой людей, лишенных надежды на спасение, преобла­дают подтекст, скрытый смысл. Но есть в их манере — говорить и свойственная всем революционерам страст­ность.

     Состояние заключенных дается в переживаниях, реф­лексиях, тяжких раздумьях.

Главная