Развитие и становление казахской драмату...

Развитие и становление казахской драматургии

image

     В своей известной монографии «Развитие и становле­ние казахской драматургии» Абдильда Тажибаев заме­чает, что такие произведения о событиях революции и гражданской войны, как «Бронепоезд 14-69», «Любовь Яровая», «Человек с ружьем», «Гибель эскадры», «Опти­мистическая трагедия» появились гораздо позже «Крас­ных соколов».

     Первая узбекская пьеса Хамзы Хакнма-заде Ниязи «Бай и батрак» — о равноправии женщин, а первые кир­гизские пьесы «Насреддин-эфенди», «Старая жизнь», «Остатки старого богатства», как свидетельствуют наз­вания, посвящены прошлому. И только «Красные соко­лы» написаны на жгучую политическую тему. Здесь, по справедливому мнению С. Муканова, «личные интересы одного человека уступили место общественным интере­сам». Не будет преувеличением подчеркнуть, что Сакен Сейфуллин был для тюркоязычных литератур первопро­ходцем в освоении революционной тематики. И не пото­му ли «Красные соколы» многие годы ставились не толь­ко в наших национальных театрах, но и на сценах Кир­гизии и Каракалпакии?

     Драма «Красные соколы» благодаря своей теме, ху­дожественным достоинствам, всему своему содержанию остается одним из значительных, этапных творений в истории казахской литературы.

     В двадцатые-тридцатые годы это произведение не по­лучило объективной оценки. Последующие исследовате­ли (Е. Исмаилов, С. Кирабаев) были более внимательны. И все же, думается, рано говорить о законченности изу­чения художественной структуры, поэтики, идейной на­правленности этой пьесы.


Влияние на растения

Главная