Происхождение жанров,...

Происхождение жанров,

image

     Итак, как уже говорилось, о происхождении жанров, об их природе существуют различные мнения среди ис­следователей. Буржуазные ученые в толковании этой проблемы находятся на противоположных позициях. Игнорируя эстетическую природу литературы, они пы­таются дать определение жанров посредством психоло­гических категорий: рассматривают лирику как чувство, эпос как волю, а драму как мысль. Другая группа зарубежных исследователей идет в русле лингвистичес­кой школы, соотнося литературные жанры с граммати­ческими категориями. По их мысли, объект лирики, пред­мет ее изображения должен быть раскрыт в форме на­стоящего времени, эпоса — прошедшего времени, драмы-будущего времени. Лирика — это подлежащее, или звук; эпос — дополнение, или слово; драма — сказуемое, или предложение.

     В противовес этим направлениям советская наука выдвигает в качестве основного — исторический аспект, то есть изучение жанров в тесной связи с развитием об­щественной и литературной мысли и культуры в целом.

     В то же время советские ученые, всесторонне исследо­вав литературы различных народов, убедительно доказа­ли, что зарождение эпоса нельзя связывать только с фак­тами, историческими событиями, мифологическими материалами. Здесь необходимо учесть такие его особен­ности, как устное происхождение, коллективность, на­родность и патриотическое начало. Поэтому советским исследователям удалось раскрыть и другие не менее важные стороны эпоса, давшие возможность уточнить исторический принцип. Если В. Жирмунский считает, что в основе эпоса лежат исторические факты, то В. Пропп и В. Гусев на первое место выдвигают значение героичес­кого времени.

     Общеизвестно, что эпос и в период угасания не теряет своей историчности. Угасание же его в первую очередь связано с возникновением литературы.

     Причину того, что эпические произведения у всех на­родов постепенно теряли свое главенствующее значение, следует искать в сложных взаимодействиях жизни и искусства. По мере того, как отдельная личность стано­вится суверенной по отношению к общине, сознает свою человеческую ценность, меняется и структура художест­венных произведений.

Главная