Основной конфликт драмы...

Основной конфликт драмы

image

     Уже в первой картине автор дает представление об основном конфликте драмы, возникшем в результате различных противоречий во взаимоотношениях людей. О том, что над головой Муслимы начали сгущаться ту­чи, видно из диалога между Жамилей и Терликбаем. Здесь же проясняется и различие в характерах супругов. Привычки, взгляд на положение женщины грубого и неумного Терликбая рождены типическими условиями жизни того времени. Он напоминает толстосумов из из­вестных произведений С. Кобеева и С. Торайгырова, считавших, что пока в их руках есть богатство, скот, они вправе распоряжаться судьбами своих близких и даль­них родственников.

     Забитая Жамиля внутренне противится предстояще­му неравному браку дочери, она уверена, что замужест­во погубит ее, но возразить мужу не смеет и не может предпринять никаких решительных действий.

     После вмешательства в спор Ермека конфликт обост­ряется. Правда, Терликбай не является скопищем недо­статков и злодейств, что свидетельствует о реалистичес­ком замысле писателя. Это не прежний отсталый неве­жественный бай, которому скот дороже всего на свете. В его характере есть и новые черты, рожденные временем, он, например, дал образование сыну Ермеку. К тому же Терликбай расчетлив, продав дочь волостному за порядочный калым, он старается с помощью могу­щественного зятя освободить сына от службы в армии. Но когда против его планов начинает протестовать Жа­миля, а затем поднимает шум и Ермек, о котором он так много заботился и надеялся, что сын встанет во главе кочевья, будет ему опорой, Терликбая охватывает зло­ба и неудержимый гнев.

     Мораль патриархально-феодального общества начинает распадаться. Доказательство тому — перемены, происходящие под этой крышей. Драматург сумел уви­деть новое направление мысли в казахском обществе, возникшее в результате присоединения Казахстана к России, и, самое главное, под влиянием прошедших революций.


Рост числа последователей

Главная