Образ Жапала

Образ Жапала

image

     Большая удача варианта 1943 года — образ Жапала. Если в первом варианте Жапал — только связной между влюбленными, то в новом толковании он несет на себе большую идейную нагрузку, становится одним из цент­ральных героев произведения.

     В богатом фольклоре казахского народа встречается множество реалистических образов слуг и мальчиков, пасущих скот. Поднявшиеся до обобщенных типических образов, они (Алдар, Жиренше) стали любимыми в на­роде и приобрели символическое значение. Нетрудно за­метить внутреннюю связь образа Жапала с типами на­родной литературы. Традиционную песню, которую поет почти каждый пастух, драматург умело ввел в пьесу и использовал ее для характеристики своего героя. В отно­шениях между Есеном и Кебеком Жапал играет немало­важную роль. Он как бы дополняет главных героев. Жапал сторонник добра. Его внутренний мир, чувства, мировоззрение, человечность раскрываются именно в этой ситуации. В варианте 1943 года драматург сократил детали быта и этнографии, усилив внутренние мотивы, глубину противоречий, общественную сущность. Он мас­терски передал в первом монологе Жапала сложную пси­хологию человека, который еще не нашел своего места в обществе, момент перехода его из одного духовного со­стояния в другое, взлет мечты. В этом монологе — харак­тер Жапала, взгляды на жизнь, одним словом, его человеческая сущность. Молодой парень, не познавший еще горечи и обид и не испытавший превратности судьбы, жи­вет в своем мирке. Он «естественный» человек, он слит с окружающей его природой. Если в горах заклубится пыль, Жапал предполагает, что это насильный угон ско­та — барымта. Сердце его тревожится. Он видит гнет сильных над слабыми и делает свои выводы. Его идеалы рождаются из самой жизни, которую он теперь начинает понимать. Идеал Жапала — батыр. Пастух мечтает стать батыром, чтобы защитить свой род от вражеского рода — тобыктинцев. Фактически его идеал — народный идеал, рожденный в условиях патриархально-родового строя.

     Показывая размечтавшегося в горах Жапала, кото­рый представил себя богатырем, сражающимся с несмет­ными вражескими полчищами, М. Ауэзов использует фольклорную традицию. Вообще здесь хорошо подмече­на черта характера прежнего казахского пастуха, кото­рый или пел любимые песни или выдумывал всякую вся­чину. Песни служили ему духовной пищей. Материал, который мог бы стать основой для эпического повество­вания, драматург умещает в пламенном, коротком моно­логе Жапала. Ставший «батыром» и «разбивающий» врага, Жапал испуганно вздрагивает, когда незаметно появившаяся Енлик громко подсказывает: «Ударь его! Убей его!»

     Этот эпизод вызывает смех. Диалог между Жапалом и Енлик помогает понять душу юной красавицы. Ен­лик — мечтательная душа. Она грезит о батыре и назы­вает имя Кебека. Жапал не совсем одобряет ее желание, он знает, что тобыкты — враг его рода.

     Но и этот серьезный эпизод не лишен комедийности: глупый Есен принимает Жапала за девушку Енлик и за­игрывает с ним. Богатство сценического действия — ключ успеха этой картины в театре.

     Смешон также и характер Есена, у которого полнос­тью отсутствует фантазия. А Жапал хоть и мальчик, но; решительный. Он не может удержаться от насмешки над глуповатым батыром. Здесь своеобразно показано различие характеров двух людей и созданы острые комедийные ситуации.

     Встреча батыра Кебека на охоте со степной красавицей в психологическом отношении безупречна. Молоды люди давно слышали друг о друге, горят желанием уви деться, поэтому быстрое их знакомство не особенно удивляет зрителя. И Енлик и Кебек свои чувства передаю тонко и изящно.

     После страшной смерти двух молодых людей, ставших жертвой жестокого времени, на сцену выходят Жапал и Абыз и в своих пламенных монологах выносят су эпохе, биям-убийцам. Монологи проникнуты заботой судьбе народа, о его будущем. Драматург широко использует в них ассонансы, аллитерации, ударные ритмы короткую, насыщенную энергией фразу. Монологи эти о свободе, любви, мечте, героизме, благородстве — свое города завещание, которое должно перейти к потомкам от поколения к поколению.


Борьба за торговый путь

Главная