Модернистские тенденции в облас­ти т...

Модернистские тенденции в облас­ти трагедии

image

     В настоящее время в литературе возросло значение документа, детали, достоверного события. Тот факт, что на драматическую сцену выходят романы, поэмы, ожива­ют древние архаичные формы, что широкое использова­ние в драме находят эпические приемы, лирические средства выражения, еще не говорит об исчезновении границ между жанрами, о том, что рушатся веками фор­мировавшиеся русла искусства. Это — своеобразный внутренний толчок, так сказать, импульс сегодняшней литературы, признак тенденции роста, отголосок дейст­вия законов развития.

     Если обратиться к сегодняшней литературе, то можно обнаружить некоторые модернистские тенденции в облас­ти трагедии. Такие драматурги, как Беккет и Ионеск’э, провозглашают антитрагедию. Они считают, что «общест­во и человек враждебны друг другу, в настоящее время невозможно появление трагедии в настоящем смысле». Однако признать это — значит признать исчезновение искусства вообще, свести на нет его повседневный опыт, его возможности. Иногда намечается противопоставление двух жанров, трагедии и комедии. Комедия некоторыми своими жанровыми особенностями, построением сюжета, формированием образов сходна с трагедией. Что у нас вызывает смех? Несообразность действий на пути от од­ной цели к другой, различие между словами и делами человека, характер, не соответствующий положению, беспомощность ушедших с общественной арены сил — вот что является стержнем комедии.

     Драма полнее, чем другие жанры, изображает много­образные и сложные взаимоотношения людей, связи между личностью и обществом, личностью и природой. Характер здесь — состояние человека, порожденное оп­ределенной социально-исторической средой, определен­ными общественными условиями.

     Разумеется, жизненный характер, переходя из пов­седневности в литературу, силой воображения писателя подвергается изменениям в соответствии с идеалом ху­дожника, задачами произведения и приобретает яркое, общественное значение. Если научные дисциплины — философия, этнография, психология — рассматривают характер умозрительно, то в литературе он волнует серд­це, возбуждает чувства, оказывает эстетическое воздей­ствие.

  Крупный характер создается с помощью сюжета, в основе которого — значительные события, глубокие об­щественные противоречия. Высокие идеалы писателя нельзя выразить иначе, чем в столкновении характеров.


Изгнание турецких захватчиков и установление габсбургского господства над всей страной

Главная